День добрый, читатели нашего сайта о бизнесе и для молодых бизнесменов. Мы уверены, что каждый из Вас перед открытие бизнеса задумывался о том, как же его правильно построить. Вам в голову приходил вопрос — «как составить бизнес план?». Сегодня мы постараемся ответить на этот интересный и очень важный вопрос.

Выбор оптимальной альтернативы в процессе принятия планового решения должен основываться не на критериях максимизации объема выпуска продукции, минимизации совокупных расходов, технической эффективности или максимизации прибыли, а на оптимальном сочетании всех аспектов инвестиционного проектирования: технико-технологических, экономико-финансовых, социокультурных, организационно-экологических, что станет определяющей целью долгосрочного бизнес-планирования. Ориентация на оптимальную комбинацию обеспечит минимальный риск, а это определит стратегию поведения в нестабильной внешней среде. Каждый биснес-план необходимо рассматривать как интегральную часть социо-экономико-экологической системы, где все взаимосвязано и влияет друг на друга. План должен быть гибким и приспосабливаться к изменениям внешней среды и одновременно влиять и управлять ими, для чего следует постоянно осуществлять мониторинг и понимать природу ее функционирования. Характеристикой процесса принятия стратегических решений является то, что он направлен на достижение и поддержку оптимального состоя-ния предприятия в конкурентной среде.

Исследования литературных источников и практики бизнес-планирования создали возможность сформировать методические рекомендации селекции конкурирующих предложений, основанные на многокритериальной оценке и двухступенчатом отборе.

На первой стадии стоит использовать бальную оценку глобальных критериев:

  • размер спроса на предложенный продукт;
  • предполагаемая доля рынка;
  • темпы роста доли рынка;
  • уровень конкуренции;
  • уровень поддержки государства;
  • обеспеченность сырьем и ресурсами;
  • объем выпуска продукции;
  • количество создаваемых свободных рабочих мест;
  • улучшение экологических параметров среды;
  • уровень чувствительности проекта;
  • уровень риска;
  • ожидаемая рентабельность;
  • объем инвестиций.

Предложенные инвестиции следует рассматривать качественно, поскольку некоторые из них малоформализированные, установив определенные шкалы бальных оценок.

Бизнес-план как основной документ, составляющийся на предыдущей фазе процесса инвестиционного проектирования, целесообразно компоновать из таких документов, которые чаще всего используются на практике:

1. Короткая характеристика проекта.

2. Предпосылки и основная идея проекта.

3. Анализ рынка и концепция маркетинга.

4. Сырье и снабжение.

5. Место расположения, строительный участок и окружающая среда.

6. Трудовые ресурсы.

7. Проектирование и технология.

8. Организация управления.

9. Планирование реализации проекта.

10. Финансовый план и оценка эффективности инвестиций.

Следует отметить, что основными критериями при оформлении документов бизнес-плана является полнота, многофакторность, своевременность, соблюдение которых дает возможность повысить обоснованность бизнес-планирования.

Третьим и последним глобальным этапом бизнес-планирования является реализация принятого плана. Определяющим подэтапом выступает его экспертиза, которая допускает проверку соответствия получаемых результатов критериальным показателям, установленным согласно с направлениями проектного анализа, как: технико-технологическим, организационно-экологическим, финансово-экономическим, социальным. Особую роль здесь должны играть органы государственного управления как арбитры, которые определяют приоритетность и уравновешивают интересы инвесторов и потребителей. Их задание – сопоставить экономическую эффективность и общественную полезность плановых предложений, определить явные приоритеты и оказать помощь в поиске инвесторов и исполнителей.

Для реализации бизнес-плана необходимы такие качества руководителя: коммуникабельность, стратегическое мышление, умение создать комфортную атмосферу в коллективе.

Для этого следует вовлечь исполнителей в процесс постановки цели, принятия группового решения, его коррекции. Нет потребности осуществлять постоянный контроль над действиями сотрудников, это необходимо только относительно главных аспектов. Такой подход для планирования является нетрадиционным, что и обеспечит, по нашему мнению, дополнительный организационный эффект, который увеличивает и приближает успех. Основными чертами предложенного подхода к управлению бизнеспланированием является:

  • широкое использование делегирования;
  • возможность извлечь выгоду из непредвиденных обстоятельств;
  • коллегиальное и открытое рассмотрение проблем;
  • распределение функций, определяемых ситуацией.

Отбор исполнителей должен быть на основе учета профессионализма и компетентности, возможности и способности к совместной руководящей работе.