Бизнес план — основные этапы составления
День добрый, читатели нашего сайта о бизнесе и для молодых бизнесменов. Мы уверены, что каждый из Вас перед открытие бизнеса задумывался о том, как же его правильно построить. Вам в голову приходил вопрос — «как составить бизнес план?». Сегодня мы постараемся ответить на этот интересный и очень важный вопрос.
Выбор оптимальной альтернативы в процессе принятия планового решения должен основываться не на критериях максимизации объема выпуска продукции, минимизации совокупных расходов, технической эффективности или максимизации прибыли, а на оптимальном сочетании всех аспектов инвестиционного проектирования: технико-технологических, экономико-финансовых, социокультурных, организационно-экологических, что станет определяющей целью долгосрочного бизнес-планирования. Ориентация на оптимальную комбинацию обеспечит минимальный риск, а это определит стратегию поведения в нестабильной внешней среде. Каждый биснес-план необходимо рассматривать как интегральную часть социо-экономико-экологической системы, где все взаимосвязано и влияет друг на друга. План должен быть гибким и приспосабливаться к изменениям внешней среды и одновременно влиять и управлять ими, для чего следует постоянно осуществлять мониторинг и понимать природу ее функционирования. Характеристикой процесса принятия стратегических решений является то, что он направлен на достижение и поддержку оптимального состоя-ния предприятия в конкурентной среде.
Исследования литературных источников и практики бизнес-планирования создали возможность сформировать методические рекомендации селекции конкурирующих предложений, основанные на многокритериальной оценке и двухступенчатом отборе.
На первой стадии стоит использовать бальную оценку глобальных критериев:
- размер спроса на предложенный продукт;
- предполагаемая доля рынка;
- темпы роста доли рынка;
- уровень конкуренции;
- уровень поддержки государства;
- обеспеченность сырьем и ресурсами;
- объем выпуска продукции;
- количество создаваемых свободных рабочих мест;
- улучшение экологических параметров среды;
- уровень чувствительности проекта;
- уровень риска;
- ожидаемая рентабельность;
- объем инвестиций.
Предложенные инвестиции следует рассматривать качественно, поскольку некоторые из них малоформализированные, установив определенные шкалы бальных оценок.
Бизнес-план как основной документ, составляющийся на предыдущей фазе процесса инвестиционного проектирования, целесообразно компоновать из таких документов, которые чаще всего используются на практике:
1. Короткая характеристика проекта.
2. Предпосылки и основная идея проекта.
3. Анализ рынка и концепция маркетинга.
4. Сырье и снабжение.
5. Место расположения, строительный участок и окружающая среда.
6. Трудовые ресурсы.
7. Проектирование и технология.
8. Организация управления.
9. Планирование реализации проекта.
10. Финансовый план и оценка эффективности инвестиций.
Следует отметить, что основными критериями при оформлении документов бизнес-плана является полнота, многофакторность, своевременность, соблюдение которых дает возможность повысить обоснованность бизнес-планирования.
Третьим и последним глобальным этапом бизнес-планирования является реализация принятого плана. Определяющим подэтапом выступает его экспертиза, которая допускает проверку соответствия получаемых результатов критериальным показателям, установленным согласно с направлениями проектного анализа, как: технико-технологическим, организационно-экологическим, финансово-экономическим, социальным. Особую роль здесь должны играть органы государственного управления как арбитры, которые определяют приоритетность и уравновешивают интересы инвесторов и потребителей. Их задание – сопоставить экономическую эффективность и общественную полезность плановых предложений, определить явные приоритеты и оказать помощь в поиске инвесторов и исполнителей.
Для реализации бизнес-плана необходимы такие качества руководителя: коммуникабельность, стратегическое мышление, умение создать комфортную атмосферу в коллективе.
Для этого следует вовлечь исполнителей в процесс постановки цели, принятия группового решения, его коррекции. Нет потребности осуществлять постоянный контроль над действиями сотрудников, это необходимо только относительно главных аспектов. Такой подход для планирования является нетрадиционным, что и обеспечит, по нашему мнению, дополнительный организационный эффект, который увеличивает и приближает успех. Основными чертами предложенного подхода к управлению бизнеспланированием является:
- широкое использование делегирования;
- возможность извлечь выгоду из непредвиденных обстоятельств;
- коллегиальное и открытое рассмотрение проблем;
- распределение функций, определяемых ситуацией.
Отбор исполнителей должен быть на основе учета профессионализма и компетентности, возможности и способности к совместной руководящей работе.