Теория этапов развития личности Э. Эриксона утверждает, что развитие личности продолжается без остановки всю жизнь, где 1 этап в случае разрешения внутренних противоречий неуклонно придет на смену предыдущему.

  1. Доверие и недоверие. Самая первая стадия в развитии человека соответствует так называемой оральной фазе классического психоанализа. Обычно она охватывает первые полтора года жизни. В данный период, как считает Эриксон, развивается характеристика социального взаимодействия. Его положительным полюсом служит доверие, а вот отрицательным — недоверие.
  2. Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадия полностью охватывает второй и третий года жизни, совпадая с так называемой анальной фазой фрейдизма. Данный период  ознаменовывается развитием у ребенка самостоятельности на основе развития моторных и психических способностей. Эта стадия предназначена для освоения ребенком различных движений, познаванию не только как ходить, но и как лазать, открывать, толкать, тянуть, держать, бросать, отпускать.
  3. Предприимчивость и неадекватность. Эта стадия обычно приходится на возраст 4-5 лет. Дошкольник уже успел приобрести множество физических навыков, научился кататься на трехколесном велосипеде, бегать, резать ножом, швырять камни.
  4. Творчество и комплекс неполноценности. Четвертая стадия свойственна детям в возрасте от шести до десяти лет, годы начального школьного обучения. Классический психоанализ называет эту фазу латентной. В данный период любовь сыновей к матери и ревностное отношение к отцу еще находится в полностью скрытом состоянии.
  5. Идентификация личности, путаница ролей. Переход в пятую стадию (11-18 лет), по утверждению классического психоанализа, связан с возникновением «любви и ревности». Успешное решение данной проблемы зависит от того факта, найдет ли человек любовь в собственном поколении.
  6. Близость и одиночество. Шестая стадия жизненного цикла — это начало зрелости — другими словами, период ухаживания, ранние годы молодой семейной жизни, т.е. от конца юности вплоть до начала среднего возраста. Эта стадия и следующая за ней никак по-новому не раскрывается в классическом психоанализе, точнее ничего важного.
  7. Производительность и застой. Седьмой стадией называют зрелый возраст, тот период, когда дети вырастают до подростков, а родители связали себя с конкретным родом занятий. Эта стадия ознаменовывается появлением нового параметра личности с общечеловечностью с одного конца шкалы и самопоглощенностью — с другой.
  8. Цельность и полная безнадежность. Восьмая и последняя стадия в классификации Эриксона — это период окончания основной pa6oты в жизни человека и наступление времени размышлений и забав с внуками, если они есть.

Это все этапы развития личности.