На сегодняшний день практически все россияне обеспокоены наличием проблем в процессе развития и становления образовательной системы. Данное обстоятельство стало причиной пристального внимания к образованию в России не только со стороны представителей власти, но и со стороны социологов, желающих исследовать массовые тенденции в процессе выбора молодежью траекторий движения в образовательном процессе. Одно из таких исследований проводится в рамках функционирования национального института образования НИУ ВШЭ.

Возможность и актуальность проведения исследований данного типа продиктована наличием результатов российских респондентов в международных сравнительных исследованиях качества национального образования в той или иной стране. В данном случае речь идет об исследованиях PISA и TIMSS. Благодаря данным, полученным от международных структур, отечественные социологи имеют набор основных характеристик и компетенций отечественных учеников, полученных ними в ходе обучения в школах.

Что касается исследования, проводимого национальным институтом образования НИУ ВШЭ, то началось оно еще в 2009 году, и на сегодняшний день в некоторых исследовательских проектах можно смело говорить о первых результатах. К примеру, практически все социологи института отмечают в современном обществе  тенденцию к массовости процесса получения высшего образования. Иными словами, практически все российские представители молодежи хотят поступать в вуз. Причем, массовость мышления четко заметна уже на этапе подготовки к поступлению: достаточно взглянуть на рост количества запросов в сети по типу : «ищу репетитора в Москве для подготовки к ЕГЭ». Данная стратегия массовости укоренена не только в списке стереотипов абитуриентов и их родителей, но и в мыслях работодателей. В некоторых случаях, ситуация вообще удивляет своей абсурдностью: наличие высшего образования требуют от курьеров и уборщиков.

На данный момент в нашей стране существует две основные стратегии получения высшего образования: либо доучиться в школе до одиннадцатого класса, либо поступить в техникум или училище после девятого, а затем уже пойти на учебу в вуз. Стоит отметить, что тех, кто предпочитает последний вариант довольно много — около трети от общего количества абитуриентов. Любопытен факт, что в большинстве своем данные люди ориентированы на поступление не в самые престижные вузы, и на платную форму обучения.